Ключ найден. Цель атаки ясна. Неумолимым повторением ходов она приводит опять к той же страсти, разрушающей жизненный сон. Опустошение, ужас, безумие.
"Ах, не надо",-- громко сказал Лужин и попробовал встать. Но ori был слаб и тучен, и вязкое кресло не отпустило его. Да и что он мог предпринять теперь? Его защита оказалась ошибочной. Эту ошибку предвидел противник, и неумолимый ход, подготавливаемый давно, был теперь сделан.
Совет Института социологии РАН провалил диссертацию Д.Куракина, аспиранта А.Ф.Филиппова. Куракина жаль, по всему было видно, что он - человек честный, эрудированный, увлеченный. Годами он блуждал в концептуальных лабирантах культурсоциологии. В какой-то момент ему показалось, что истина открылось ему, и что он точно знает, в чем был прав, а в чем ошибался Эмиль Дюркгейм и как можно выправить культурную программу Дж.Александра. Куракин решил, что все меркнет перед открытой им истиной, что мелочность и суетность защитной процедуры не могут и не должны затмевать его блистательных открытий. Он полагал, что члены совета, как бы ни чужды они были его исследовательской программе, поймут, как велики его достижения и как важно, чтобы эти достижения в самые короткие сроки получили признание. Ничто не предвещало беды, но подсчитаны голоса и ... "Ваша карта убита!".
Как же случился подобный результат? Всякие конспирологические версии следует отмести сразу, с порога. Не было никаких заговоров, да и не могло быть в принципе. Признать возможность заговора означало бы приписать членам совета тайное зломыслие, желание злокозненно объединяться поводу простому, обыкновенному, рутинному. Но члены советы - это не Медичи и не Борджиа, в подавляющем большинстве своем они - люди благочестивые, добросовестные, отнюдь не злобливые. Кто-то высказал предположение, что члены советы голосовали против руководителя, якобы нелюбимого, не жалуемого институтским сообществом. Но и эта версия не слишком убедительна. Сам руководитель признает, что два его диссертанта защитились в том же совете без особых затруднений. Какой же амок мог случиться с членами совета, чтобы они именно на Куракине стали отыгрывать свое неприятие? Думается, что провал защиты произошел не вследствие заговора или какой-то другой самой главной причины, а вследствие схождения некоторых неблагоприятных обстоятельств, часть их которых была случайной, а часть рукотворной. Неблагоприятная случайность обнаружилась в том, что отсутствовал руководитель совета В.А.Ядов. Надо знать Ядова, это - фигура не только влиятельная, но и всегда благодетельная по отношению к молодым ученым. Будь он на совете, нужный перевес был на стороне диссертанта. Рукотворные обстоятельства заслуживают особого внимания, хотя бы для того, чтобы другие, пришедшие за Куракиным молодые ученые могли научиться на его негативном опыте. Вся совокупность рукотворных обстоятельств вполне может быть определена как своего рода "communication breakdown":
1.Неудачный, неряшливый реферат. Каким образом члены совета узнают о промыслах диссертанта? В большинстве случаев, не только в России, но и за ее пределами, по реферату. Если реферат пестрит ошибками, если в нем развешена бахрома непроясненных идей и концептов, жди беды. Если не беды, то уж, по меньшей мере, неприятных вопросов: "Что это за понятие? Где оно определено? Отчего так странно сформулированы у вас положения, выносимые на защиту?". Отвечать придется по существу, в деталях, выводя на вербальный уровень пласт идей, не добравшихся до печатной страницы. Рассуждая на общем, институциональном уровне, следует признать, что несмотря на всю процедурную уязвимость подобного варианта ознакомления с диссертационной работой, альтернативы ей нет. Невозможно представить себе, чтобы члены совета в полном составе прочитывали каждую защищаемую диссертацию (а таких наберется 20 или более в год, для членов нескольких ученых советов даже больше) от первой страницы до последней. Надо понимать, что для подавляющего большинства членов совета участие в нем - одна из многих обязанностей.
2.Доклад диссертанта и ответы на вопросы. Даже если диссертант твердо убежден в том, истина просияла перед ним, он должен, отставив в сторону всякую гордыню, донести свои идеи до членов совета в доступной, понятной, популярной форме. Как говаривал один мой американский знакомый: "You cannot be too basic with them", имея ввиду коллег-ученых. Дело не в том, что члены совета чего-то там не знают. Они собственно и не должны все знать, во всех нюансах защищаемой диссертации разбираться. Никто не отменял научной специализации. Исследователь проблем управления не обязан цитировать наизусть Зиммеля или того же Дж.Александра. Компетенция члена совета выражена не в том, что он все знает, во всем разобрался, а в том, что в короткий, минутный отрезок времени может понять, о чем идет речь в работе, сформировать собственное к ней отношение. Диссертант должен на плавных рессорах, без подскоков и толчков подвести его к пониманию истинных своих достижений. Если во время защиты он отмахивается от вопросов, отказываться от спонтанной, совместной с членами совета рефлексии на заданную им тему, то должен понимать: черные шары - это likely outcome его поведения
Думается, что члены совета вовсе не думали валить г-на Куракина. Они лишь хотели преподать ему маленький урок: пусть он успешно защитится, но пусть при этом понимает, что его позиция небесспорна, его выступление небезупречно. Дальше произошло то, что адекватно описано современными эконометрическими моделями: каждый присваивает себе привилегию оригинального действия, предполагая, что остальные поведут себя стандартно. А в результате 8 черных шаров.
Жаль, что все так вышло. Важно, чтобы Дмитрий не падал духом. Он молод, талантлив, трудолюбив, он безусловно победит и несомненно будет, как предсказывает его научный руководитель, и кандидатом и доктором наук. В его случае главное не останавливаться, продолжать движение.
February 12 2010, 22:14:00 UTC 2 years ago
1). 19 человек на защите не было ну никак. К моменту голосования их и вовсе осталось 14.
2). 2 точно проголосовали против. Но как минимум четверо заявили, что будут голосовать "за" (в том числе и Вы). Еще пятеро уверяли, что проголосовали "за" после защиты. Что-то не сходится, да? Либо кто-то сказал, что кинет белый шар и кинул черный, либо...
Впрочем, можно было бы вспомнить много моментов, подтверждающих скорее конспирологическую гипотезу, нежели гидденсовскую. Работа против Куракина велась настолько серьезная, что один из членов совета накануне упомянул, как настоятельно его просят голосовать "против".
Меня же лично здесь умиляет другое.
Почему промолчали те шесть человек? Им не нашлось, что сказать?
February 13 2010, 07:21:23 UTC 2 years ago
Конспиралогия
Сверился по списку, шестнадцать человек из списка точно присутствовали, входили, уходили, да это - обычное дело. Остальные могли быть, но в совете не только институтские люди, некоторых могу не знать в лицо. Теория заговора мне кажется маловероятной. Как вы себе мыслите подобную организацию? Сидят два профессора и разговоры разговаривают: "-Слышь, Чирик, не нравится мне этот фраерок. Ой, не нравится. Не мочкануть ли нам его? -Мне, Вован, он тоже не по душе. Чует мое сердце, что он братанов наших Джеффу заложит. Завалим его в две волыны." Смешно. Я к тому, что в условиях, когда члены совета видят друг друга раз в три месяца, просить кого-то голосовать против совсем не с руки. Добро еще, если бы это был аспирант одного из членов совета, досадивший ему до невозможности. Но просить голосовать против аспиранта, не имеющего прямого отношения к совету или институту? Нет, не могу в это поверить. Если бы кто-то и пытался это делать, сорока донесла бы, а сорока в этот раз промолчала. Ваши подозрения в отношении технического секретаря совета не оправданы. Не тот статус у технического секретаря, чтобы указывать профессорам, как им голосовать. Не секретарское это дело. И в прошлом бывало, когда диссертанты доводили технического секретаря до белого каления, но гнев технического сотрудника нисколько не мешал им успешно защищаться. Все-таки, думается, что это была " the invisible hand". Адам Смит был едва ли не первым, кто предсказал, что добро и зло могут меняться местами при переходе с индивидуального уровня на коллективный. Эгоистическое, злое желание оторвать куш побольше ведет к богатству народов. В нашем случае индивидуальное желание "поправить диссертанта", замышляемое по-видимому только как напоминание ему бренности бытия и тленности любого социологического величия, превратилось в отрицательный результат голосования. Почему некоторые члены совета не признались в содеянном? Думаю, что некоторые из проголосовавших "против" были неприятно удивлены итоговым результатом, а возможно даже и расстроены тем, что учинилось. Не стоит слишком осуждать их за то, что они приняли в этом случае фигуру умолчания. Почему голосовавшие против не выступали громкоголосно на совете? Так уже повелось, что часть совета активна, другая часть помалкивает и делает выводы. И это дело обычное. И вот еще что. Напрасно вы так о совете. Понимаю вашу фрустрацию, разочарование и обиду. Но совет-то это ядовский. Защищаться в этот совет приходят ученые (да и Куракин пришел не случайно, хотя и будет сейчас отрицать это). На моей памяти не было в этом совете защит чиновников или генералов. В нашем богоспасаемом отечестве мест таких очень немного и становится все меньше. Поберечь бы совет, а то проснемся в одно прекрасное утро, а вокруг одни владимир николаечи, да василий иванычи.February 13 2010, 09:34:32 UTC 2 years ago
Re: Конспиралогия
Хорошее у Вас чувство юмора :)) Слава Б-гу, хоть кто-то что-то сказал. Лучше поздно, чем никогда.Понимаю Ваши опасения за совет. Они оправданы. И обиду за честь мундира тоже понимаю (плюс-минус так же хорошо, как Вы мои "фрустрацию, разочарование и обиду", хотя обида эта не за себя, а за друга и фрустрирован сейчас он, а не я). Но вот опять же несколько нестыковок в Вашей благодушной версии.
1. Даже если 16. Тех, кто клянется, что голосовал "за" все равно больше 8. Откуда 8 черных шаров?
2. Есть версия, что Островский, который в тот день вообще не появился в институте (хотя подпись его в явочном листе стоит), по утверждению технического секретаря бросил черный шар. Заочно. Не видя диссертации. Это характеризует совет даже лучше, чем остальные видимые признаки подковерного исрановского бытия.
3. "...против аспиранта, не имеющего прямого отношения к совету или институту". Он 7 лет проработал с Вами на соседних этажах :)Это тоже характеристика института - бывший колхоз, поделенный на более или менее успешные фермерские хозяйства. Из-за грядок соседей плохо видно, понимаю.
4. "...сорока донесла бы, а сорока в этот раз промолчала". У Вас нерасторопные сороки. Такие же ветхие, как их гнездо. За несколько дней между одним из замдиректоров института и одним из членов совета состоялся такой разговор:
- Ну зачем Вы везде распускаете эти слухи о том, что у него текст плохой - Вас же даже на предзащите не было? И тема эта не Ваша!
- Я? Ну что вы, это мы так, чисто по-женски, в коридорах...
Назвать фамилию члена совета или сами догадаетесь?
5. Про технического секретаря. Она является влиятельной фигурой лишь если выражает некое мнение. Пусть и коллективное - a la volonte generale. Лично слышал как она говорила члену совета перед защитой: "Он что, с ума сошел? У него уже есть черные шары!". Подчеркиваю, ПЕРЕД защитой.
6. Вы правда верите, что человек, путающий английские слова с волгоградскими, а Дюркгейма - с Соссюром, может приволочь - совершенно случайно - на защиту томик Александера, пытаясь проэкзаменовать диссертанта на знание канонического текста? А потом - когда диссертант показывает, что профессор не дочитал даже до 12 страницы - кричать: "Как вы смеете искать ошибки у Александера?"
Наконец, последний вопрос.
Вас самого этого места не тошнит?
2 years ago
2 years ago
Anonymous
2 years ago
February 13 2010, 11:19:39 UTC 2 years ago
Не Ученый совет - а проходной двор
"Сверился по списку, шестнадцать человек из списка точно присутствовали, входили, уходили, да это - обычное дело. Остальные могли быть, но в совете не только институтские люди, некоторых могу не знать в лицо". Вы - член Совета и не знаете своих коллег в лицо?! Типа, заходят-уходят, черт их знает, кто такие! Может и с черными шарами так было? Кто-то зашел, кинул, а я здесь при чем?2 years ago
February 13 2010, 10:45:02 UTC 2 years ago
Но если предположить, что прав Вахштайн, то это скорее всего, объясняет Ваш второй тезис.
February 13 2010, 12:18:00 UTC 2 years ago
Поголовье голосующих
Мы с г-н Вахштайном расходимся только в понимании того, кого считать присутствующим, а кого отсутствующим. В ходе защиты члены совета выходят из залы, а потом возвращаются. Некоторые, прослушав отзывы, выступления, комментарии берут бюллетень, голосуют, а затем удаляются вовсе. Это дает возможность заявить любую цифру - от 12 до 19, и каждый вариант можно эмпирически обосновать.2 years ago
February 12 2010, 22:37:09 UTC 2 years ago
Ваша версия слишком "легкая", чтобы в нее поверили.
Anonymous
February 13 2010, 03:27:06 UTC 2 years ago
February 13 2010, 07:24:26 UTC 2 years ago
Оккам
А как же бритва Оккама? Стоит ли городить огород, если есть объяснения простые и, по-видимому, вполне правдоподобные. Да и не хотел никто "прокатывать" Дмитрия. Так вышло.February 13 2010, 09:51:39 UTC 2 years ago
Re: Оккам
не, так неинтересно:)February 13 2010, 10:47:33 UTC 2 years ago
February 13 2010, 11:21:56 UTC 2 years ago
February 13 2010, 09:17:40 UTC 2 years ago
February 13 2010, 11:48:38 UTC 2 years ago
Куренной
Куренного-то не было защите. Он был болен. Одно дело живое выступление оппонента, другое - отчитка текста, кем-то сочиненного. Г-жа Орлова была бесподобна, но всем известно, что оппонентов подбирают с умыслом, надеясь на единомыслие с ними. Реферат, повторюсь, был не очень что-бы хорош. Даже беглого взгляда на него было достаточно, чтобы понять, что он изготавливался в спешке.February 13 2010, 12:02:01 UTC 2 years ago
Re: Куренной
Так речь идет о квалификации диссертанта или о понимании предмета? В обоих случаях, письменный отзыв Куренного(написанный, кстати, со знанием дела и демонстирующий серьезное отношение к тексту диссертации) и живая речь другого оппонента должны были бы убедить и в первом и во втором. Или опять - ничего кроме автореферата члены ученого совета не читают и читать не намерены.2 years ago
February 13 2010, 10:30:39 UTC 2 years ago
February 13 2010, 14:37:04 UTC 2 years ago
Anonymous
February 13 2010, 15:33:59 UTC 2 years ago
сакральный Куракин
Vin_write Согласен с Persetus-ом. Провалили такую диссертацию правильно. Простой комментарий к трудам одного автора - это не научный труд, по крайней мере не труд, за который присуждают ученую степень (см.п8 Положения. Цитирую: Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики страны). Из автреферерата совершенно не понятно что нового внес Александр в социологию, что добавил сам Куракин и что от этого меняется в представлении о том, как изменится российское (или американское, гаитянское и т.п) общество в ближайшие год. Не говори бесцельно, брат Аркадий. Vin_writeFebruary 18 2010, 20:35:22 UTC 2 years ago
February 19 2010, 05:39:19 UTC 2 years ago
Учение диссертантов
Любое административное действие, включая закрытие совета, должно подразумевать прозрачные, неамбивалентное описания условий, в которых оно может иметь место. В вашем заявлении такое описание отсутствует:1. Что такое "мотивация протоколом защиты"? Как протокол может хотя бы что-то мотивировать? Можно предположить, что вы имели ввиду число выступающих. Но в случае, о котором идет выше, оно было выше средних значений.
2. Что такое "достаточное количество участников"? Участников чего? Есть члены совета, они и являются участниками действа под названием "защита". При каких условиях число желающих что-либо сделать "достаточно". Вы, я полагаю, как человек, математику изучавший всерьез, понимаете, что условие достаточности должно иметь логические, а иногда и/или эмпирические обоснования.
3.Наказывать человека, а тем более совет за то, что у них есть "желание", было бы шагом, по меньшей мере, рискованным. Желания, к нашей всеобщей радости, пока не преследуются в административном или уголовном порядке.
4. Не соглашусь с тем, что диссертанта поздно учить. Члены Ученого совета, профессора, доктора наук - это, как правило, "зубры", опытные ученые. Защита с их участием затевается не только как процедура присуждения статуса, но и как обсуждение итогов научной работы диссертанта, а также своего рода "мозговой штурм", выявляющий перспективные направления продолжения обсуждаемой работы.
Как говорили в старину, "строгий закон виноватых творит". Но закон должен быть строгим не только в части, подразумевающей исполнение, но в той части, которая подразумевает обоснование карательных мер.
February 19 2010, 05:50:08 UTC 2 years ago
Ученый совет ведь тоже можно поучить
Мой шеф участник ваковской комиссии в одной естественной науке высказался по поводу казуса Куракина, что заваленный диссертант может добиться закрытия ученого совета, если отзывы положительные, а в протоколах никак не отражены критические замечанияFebruary 19 2010, 11:27:52 UTC 2 years ago
в протоколе отражены критические замечания
http://polit.ru/science/2010/02/08/sten"И в заключение несколько технических, но, мне кажется, важных для защиты замечаний. Я не знаю, как отнесется к этому ВАК, но в основных положениях и выводах исследования, ни в одной из публикаций не упоминается сакральность, вообще. Упоминается техника, корпорация, очень интересные перспективы социологии и много чего упоминается. Это еще раз характеризует мозаичность мышления автора. Очень интересные вещи – «Железная клетка», красивые названия. Но здесь ничего нет, как это с точки зрения соответствия названия и текста автореферата и так далее".
Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в научных изданиях.
http://vak.ed.gov.ru/ru/docs/?id4=1
Формально, результат, вынесенный в заголовок и не опубликован даже. Много публикаций, но по основная тема в них не отражена. Защищают и не такое. Вы скажете, что термин в статьях есть. Но у нас, в отличие от Запада статьи в кирпич не вкладывают. Так что угрозы распустить Совет из уст молодых социологов - блеф.
2 years ago
2 years ago
1 year ago
1 year ago
February 19 2010, 11:05:34 UTC 2 years ago
February 19 2010, 16:11:00 UTC 2 years ago
это слишком сильное заявление, правильное заявление, что из названий работ напрямую не следует, что они посвящены теме диссертации.
Кроме того, разве за совпадение темы статей и темы диссертации разве не отвечают официальные оппоненты?
February 20 2010, 20:22:52 UTC 2 years ago
Угу, ахтунг полный
"Кроме того, разве за совпадение темы статей и темы диссертации разве не отвечают официальные оппоненты?"Да это вообще ахтунг, как оппоненты не заметили, что "сакральное", о котором он отзыв пишет вооще не упомянуто как положение выносимое на защиту и в выводах. И, вообще, куда смотрел шеф. Оппоненты и шеф из вышки. Если из вышки то и такое прокатит?
Мало того, у Куракина есть публикация про "сакральное"
«Морфогенетический поворот в социологической теории сакрального как усиление теоретической основы анализа текстов» (2006).
В отечественных записках.